История иконографии винограда начинается, по крайней мере, с I тысячелетии до н. э., в эпоху эллинизма. Будучи семантически насыщенной историей греческой мифологии, вся культура-носительница и её отдельные элементы по своему отражали семантику винограда практически во всех отраслях культуры, архитектуры и искусства.
Архитектурные жемчужины средневековой Армении разных периодов всегда предстают в богатом и неповторимом изобилии виноградных гроздей, гранатов и вина. Основной целью иконографии раннесредневековых армянских памятников было представление Библии посредством различных образов и символов, подчеркивающих сцену спасения Христа[1]. Надписи с изображением винограда и гранатов встречаются, по крайней мере, со времен раннего Средневековья: в царской гробнице Ахтска, в храмах Текор, Птгни, Касах, Ереруйк и в других местах. Особое место занимает храм Звартноц VII века, наиболее выразительный по исполнению и уникальный по иконографии орнаментов в виде винограда и граната.
Лучшая иконография сада-мира — это регистры монастырского комплекса Сурб Хач на острове Ахтамар озере Ван. Этот памятник с его уникальным скульптурным убранством, исключительными фресками, а также важными историческими отрывками и источниками, связанными с его покровителем Гагиком III Арцруни (904/8–943), и по сей день продолжает привлекать внимание армянских и зарубежных специалистов. Рельефы Святого Креста расположены по регистрам: в главной, самой широкой зоне, представлены сюжетные сцены, в основном из Ветхого Завета, а также изображения Девы Марии, Христа и святых, композиция ктитора, ряд мифологических и символических животных и т. д.. Выше находится ряд горельефов, за которыми следует зона-регистр винограда[2]. Сад изображен в процессе созревания. Сама по себе непрерывная, изогнутая виноградная лоза выглядит как вневременное, сияющее, вечное время, наполняющее гроздьями всю вселенную. Изображен ряд сцен возделывания сада, включая перекопку и обрезку. Также существует множество сцен, изображающих животных — вредителей винограда. Орнаментальный пояс восточного фасада Ахтамара завершается сценой сбора урожая и дегустации вина, где царь изображен с двумя своими ближайшими сподвижниками. Царь восседает не на троне во дворце, а в винограднике, под виноградной лозой и гранатовым деревом, держа в правой руке чашу жизни, а левой срывает виноград с дерева жизни. Среди самых известных сцен, посвященных виноградной лозе, — сбор винограда и производство вина, на одной из которых изображен человек, участвующий в сборе урожая, — мужчина с корзиной в руке, а чуть дальше — сцена давки винограда в давильне.
Аллегорический образ Христа как истинной виноградной лозы и грозди винограда также был тесно связан с крестом. Тот же символизм креста-древа жизни содержится и в скульптуре Аштаракской церкви V века Циранавор, где гроздья винограда, растущие из верхних вертикальных крыльев креста, клуют пара павлинов (рис. 1). Теория Ованеса Одзнеци о том, что райское дерево сопоставимо с крестом, находит свое иконографическое подтверждение в скульптурах притолоках ряда церквей: Касах, Мрен, Цахац Кар, Нор Гетик, Гегард, Арени и др.. В конце концов, Христос, будучи «раздавлен», как виноград, на кресте, пожертвовал своей кровью ради очищения грешников. Примечательна цитата Давида Анахта по этому поводу: «Благословенно ты, святое древо, называемое хндзаном, ибо в тебе собрана жатва небесная, достаточная для изобилия неба и земли». Давид Анахт; «Ибо Царство Небесное подобно хозяину дома, который вышел рано утром нанять работников в виноградник свой» (Мф. 2:1); также «был некий хозяин дома, который насадил виноградник, обнес его оградою, выкопал в нем хндзан, построил башню…» (Мф. 21:33, 34; Мк. 12:1).
Крест, отождествляемый с Христом, действует как виноградная лоза, организующая всю вселенную, как это видно на скульптуре притолока, обнаруженной в древнем Двине.В некоторых образцах скульптуры раннего Средневековья гроздья винограда сочетаются с плодами граната или заменяются ими. Начиная с XII века, особенно широко распространены хачкары, которые в основном образовывали карниз алтаря или ее верхнюю часть. Верхушка и карниз алтарей хачкаров символизируют небесный рай. На знаменитом хачкаре Севанаванка, Трдат каменотес изобразил Рай в виде виноградника.
В орнаментальной резьбе средневековых армянских памятников преобладают растительные мотивы, где главным элементом орнамента, идейной основой выступают виноград и гранаты. Порталы, окна, капители и в целом архитектурные детали интерьера и экстерьера ряда церквей украшены преимущественно стилизованным многоветвистым плетеным орнаментом. Эти композиции указывают на то, что дом Божий – это небесный сад. Входы в духовные сооружения, подобно входам-канонам евангельских писаний, представлены как торжественный вход, специально открытый для верующего в Божественный мир и приглашающий его внутрь.
[1] Պետրոսյան Հ., Խաչքար, Երևան 2007:
[2] Միքաելյան Լ., Աղթամարի Սբ. Խաչ եկեղեցու Հովնանի պատմության տեսարանների պատկերագրությունը. վաղքրիստոնեական, հուդայական, սասանյան ակունքները և նորարարական լուծումները // Վէմ համահայկական հանդես, 2018, 3 (63), էջ 182-204